Незнакомец
Регистрация: 20.10.2009
Адрес: Одесса
Сообщений: 7
|
И еще пришло.
Обсервация.
1.Кафешка. Джек.
Признаюсь: на Десятую станцию Фонтана я до сих пор захаживаю и по другой причине.
Сюда привел след, по которому шел последний год. И похоже, таки, настиг того, кого искал. А искал вот кого…
С тех пор, как начали выходить книги, как пошла мода на ток шоу, как дорвались газетные журналисты до пикантной карточной темы, то и дело обнаруживаю рядом со своим именем словечко, которое при всей своей безликости, непременно вгоняет меня в омерзительно-стыдливое состояние. Словечко это – «лучший».
Правильно сказал тележурналист Позднер:
«Показывайте почаще по телевизору лошадиную задницу. Через полгода у нее возьмут интервью».
Да и сам я в прологе к первой книге озвучил почуянное неладное. «… Редактор бульварной одесской газеты, во время интервью, все норовил выяснить, кого можно считать королем одесских шулеров. Очень уж ему хотелось, чтобы им оказался я: других-то под рукой не было. Какие короли?… Пусть простят мне друзья - аферисты ту чужую нескромность…»
Правда тогда я не предвидел размаха «неладности». А размах со временем стал просто неприличным.
Какие, и вправду, короли?.. Шулеру гордиться знаменитостью – то же самое, что микросхеме гордиться тем, что она самая большая. Невидимость, не рассекреченность – один из «самых-самых» шулерских талантов. А я потому и попал под «раскрутку», что, «завязав», вышел на свет, разоткровенничался в книжках. Может из этих откровений сложилось впечатление, что я претендую?.. Тоже зря. Если и претендую на «самого», то… к примеру, на самого опекаемого ангелом-хранителем, или на самого «не одернутого» провидением.
Но с некоторых пор сам заинтересовался: кто и впрямь «самый-самый». Когда-то в «Одессе бандитской» пытался решить этот вопрос применительно к бандитам. А тут спохватился: « Тю… Чего ж со своих, «катал», не начал?» Но сам же и дал ответ на это недоумение: вопрос, кто из «картежников в Одессе был самый, для меня никогда не стоял. Конечно, учитель и партнер Маэстро. Но ведь это мое мнение, как мнение «кровного родственника», суд вряд ли примет к полноценному рассмотрению. Даже если это всего лишь читательский суд.
И я позволил себе кощунство. Задался вопросом: если все же не Маэстро? То кто?
И как только вопрос посмел озвучиться во мне, в памяти всплыл давний – предавний, состоявшийся в самом начале моей игровой карьеры, разговор с «Рыжим», хозяином блат хаты. Я тогда весьма форсил приближенностью к Маэстро. И сам Рыжий не упускал возможности поспособствовать моему рейтингу среди завсегдатаев малины. То и дело отпускал реплики в том смысле, что «детеныша (меня значит) Маэстро натаскивал. Мне тогда казалось, Рыжий и сам форсит этим фактом.
Но как-то мы были одни (Наташка Бородавка, зазноба Рыжего – не в счет), и я в очередной раз всуе помянул кличку учителя. А Рыжий вдруг в своей ехидной манере неопределенно заметил:
- Был еще Маугли…
Я не услышал его. Мало ли кто еще был. И когда был. То, что Рыжий позволил себе сравнить Маэстро с каким-то Маугли, не особо удивило и не расстроило меня. К тому времени я уже усвоил, что людям свойственно недооценивать масштаб близких.
Но через день, обнаружилось, что я и услышал слова Рыжего, и предал им значение.
Через день я наведался в парк Ильича к Науму, престарелому крестному отцу одесских катал. Некоторые производственные игровые проблемы требовали его участия. Бестактный вопрос слетел с моих губ почти что помимо моей воли. Я уже жал на прощанье поданную мне мягкую ладонь крестного, когда неожиданно для себя бухнул:
- Такие, как Маэстро у вас еще есть?
Глаза Наума, как всегда, мало что выразили в ответ. Разве что, чуть задержались на моих.
И отозвался он в той же мягкой неопределенной манере, в которой обычно реагировал. И не только на бестактности:
- Были люди…
А я вдруг выдал совсем уже бесцеремонное:
- Маугли?..
Зачем я это произнес? На ответ не рассчитывал. Может, хотел обозначить и свою всеосведомленность? А может, просто вздумал проверить: все ли еще действует мое право на некую долю бестактности в общении с Крестным. Право это негласным образом было выделено мне с самого начала нашего родства.
Крестный не ответил. Но смотрел на меня, не отрываясь. Пожалуй, так долго он на меня никогда не смотрел. Я почувствовал себя скверно: точно, перегнул. Отвел взгляд. И отпустил руку.
Выходя из парка, все еще ощущал себя хреново. Этот его взгляд… Я влез не туда. И тем, что влез, заставил заглянуть «не туда» и Крестного.
Примерно такие мои то ли мысли то ли ощущения вдруг споткнулись. Я понял, почувствовал, что было еще в этом взгляде…Вернее, чего не было. Не было укоризны. Крестный меня не винил. Потому, что когда он смотрел на меня, ему было не до меня.
Но и этот эпизод, это повторное всплытие клички неведомого Маугли, - забылись. Тогда для меня существеннее было не то, что этот персонаж подтведился, а то, что моя перегнутая бестактность по отношению к Крестному сошла мне с рук.
За двадцать с лишним лет я ни разу не вспомнил про того Маугли. Даже когда натыкался на телеэкране на одноименный мультфильм, ассоциации не тревожили мне память.
Но через двадцать с лишним лет я вновь услышал эту кличку.
Год назад Валерию Тодоровскому вздумалось сделать кино по моим книжкам. При обсуждении задумки он подбросил идею:
- Не пробовал копнуть тему Обсервации?
Я понял, о чем он.
70-ый год. Холера в Одессе. Закрытые карантинные зоны для желающих покинуть город.
Понял и встрепенулся. Наши, игровые, непременно должны были промышлять в этих заказниках.
Стал копать.
И подивился, когда выяснил, что «наши» не особо стремились в эти заповедники. Настолько не особо, что ни одного случая стремления я не обнаружил. Нет, один случай все же имел место.
Сема Бухенвальд, одесский игрок, носивший у локтя наколотый номер, метку концлагеря, сходу запросто выдал мне:
- В обсервации? Так там Маугли катал…
Я тут же вспомнил те два давних эпизода, в которых фигурировала эта пресловутая кличка.
И наконец встревожился. Потому что, уже были книжки… Были мои попытки допонять, осмыслить, оставить хотя бы в буквах прошлое. И своё, и существенных для меня людей.
Я стал искать… Не надеялся найти сам персонаж. Рассчитывал добыть хотя бы информацию о нем.
Но я его нашел. Нашел здесь, на Десятой станции Фонтана. В лоховском игровом секторе.
|